Четверг, 16.05.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ № 23

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Получает ли Ваш ребёнок платные дополнительные услуги вне школы?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект урока русского языка ФГОС

Конспект урока русского языка

( в соответствии с требованиями ФГОС)

Предмет: русский язык

Учителя: Павлова Елена Анатольевна МБОУ СОШ №23

Тема урока: Правописание приставок на –з и -с

Класс: 5

Авторы программы –  Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов Л.А.Тростенцова и др.

Учебник: «Русский язык 5 класс»(авторы: Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов Л.А.Тростенцова и др.)

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

- обучающая: определить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.

 

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала,  устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в  группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Понятия: приставка, глухой - звонкий согласный, средства художественной выразительности.

Методы обучения: проблемно-поисковый, дифференцированный подход, работа  в группе.

Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор, электронное приложение «Повторение и контроль знаний Русский язык.5 класс»

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемая литература:

Учебник «Русский язык 5 класс»(авторы: Т.А. Ладыженская , М.Т.Баранов  Л.А. Тростенцова и др.)М.: «Просвещение» 2008 г.

И.С.Ожегов ,Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», РАН, М.:2005 г.

Л.В.Шибалова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс», издательство «Экзамен», Москва 2013 г.

 Используемые  ресурсы  в сети Интернет:

Завуч-педагогический портал. zavuch.info

«Русский язык». Издательский дом «Первое сентября»http://rus.1september.ru/article. php?ID=200401602

http:// lib.podelise.ru/docs/976/index-12103.html   

http:// russian-lang.ucoz.ru/publ/uroki_russkog...jazyka/5klass/bykvy  z I s v pristavkakh/5-1-0-46

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты(УУД)

1

Организационный

1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

самоорганизация

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

 

2

Актуализация знаний

3

– Ребята , давайте вспомним, что такое приставка?

 

- С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок мы знакомы.

-Приведите примеры слов с этой орфограммой.

-А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо будет вспомнить парные согласные по глухости-звонкости.

Игра «Подскажи словечко»(Слайд № 2).Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.
Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.

-Запомнить глухие и звонкие согласные помогут следующие фразы:«Степка Фец, хочешь щец?» (глухие) и «Безногий выл: «Я даром жил»(звонкие)  ( Слайд №3)

 

-Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

 

 -С неизменяемыми приставками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:выражение своих мыслей; аргументация своего мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Проблемное объяснение нового материала.

3

Сравните два словосочетания:

Бездумный поступок-бессердечный человек

-Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с? Обратите внимание, какой согласный по глухости-звонкости стоит после приставки.

-Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, но сначала прослушайте сказку о глухих и звонких согласных, которые ходят парами.(Приложение№1)

-Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

-Исходя из темы урока, определите его цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

 

 

- А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з и-с?

-Откройте учебник на стр.174 и прочтите правило. Верно ли вы его сформулировали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно формулируют правило.

 

 

-Правописание приставок на –з и –с.

 

1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.

 

 

-Чтобы грамотно писать.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: смыслообразование

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

12

1)Творческий диктант.( Слайд №4)

замените существительное с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на з (с).

Ребёнок без забот (беззаботный)
Небо без звёзд (беззвёздное)
Вход без платы
Пустыня без воды
Дорога без конца
Ребёнок без помощи
Жидкость без цвета
Плач без звука
Движение без шума
Шоколад без вкуса

– С помощью каких приставок вы образовали данные прилагательные?

– От чего зависит выбор написания с и з на конце приставок?

2)физминутка ( Учитель произносит слова. Если приставка оканчивается на-з, дети встают .Если на букву-с, сидят на месте)

Безвкусный, безжалостный, искусать, разговориться, рассказ, расщедриться, вознаградить, безбрежный, разбег ,исписать, раскрыть, безжизненный.

3)Найди слово по коду.( Слайд №5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

р

п

и

с

н

а

е

ц

в

т

1-6-4-4-9-7-10

1-6-4-8-9-7-10

1-6-4-2-3-4-6-5-3-7

 

-выделите приставки, определите значение слов рассвет и расцвет по словарю, придумайте устно предложения с этими словами.

 

4) давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з и с на конце приставок.

В этом нам поможет стихотворение:

Слайд №6

Пусть никто никогда не забудет,
Что з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
на здесь, здоровье, здание.
З нельзя в них отделить,
чтобы смысл не повредить:
-десь, -доровье, -дание
нет в них содержания.

- Что нового вы узнали из этого стихотворения?

 

5)Самостоятельная работа.(упр.426)

Индивидуальная работа: выполнение заданий на  компьютере по изученной теме

 

6) Работа в группах.

Задание для 1-3 группы:

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.

(Слайд №7) Задание для 4 группы: творческая работа. (Используя данные словосочетания, составить предложения или текст по репродукции картины Т. Н. Яблонской “Утро” на тему “Здоровый образ жизни”)
В…дохнула глубоко, ра…крыла балконную дверь, и…гиб пальцев , ра...ставила ноги, словно в…летающая ввысь.

 

 

 

Записывают полученные слова, обозначают орфограмму. Осуществляют взаимопроверку .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова рассвет, расцвет, расписание,работают с «Толковым словарём» С.И. Ожегова.

(Рассвет-время перед восходом солнца, начало утра.

Расцвет-1.расцвести.-2.Высшая степень развития чего-нибудь, подъём.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Слова здесь, здание, здоровье являются словарными ,выделяют в них корень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение,

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают самостоятельно. Затем выступают с ответами представители каждой группы.

 

 

Регулятивные: осуществление взаимоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; классификация объектов по выделенным признакам; смысловое чтение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнера

5

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

1

(Слайд №8)

-Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с?

- Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки.

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

 

Ответы учащихся

Регулятивные: оценка, самооценка.

 

 

 

 

 

6

Домашнее задание.

2

 

(Слайд №9)

  1. Параграф 83,упр.424
  2. Написать мини-сочинение о весне, используя слова с приставками на -з –с.

3)Выписать из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 5 предложений, в которых встречаются слова с приставками, оканчивающимися на –з,-с.

 

 

 

Приложенеи №1

Звонкие и глухие ходят парами.

Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с

 Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.

 Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.

 Так и ходят парами:  звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.

Приложение№2

Текст 1.
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали узоры на стекле. Вот распушилась красивая ветвь. Какой чудесный мастер исписал все стёкла такими узорами.

Задание :

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.

 

Текст 2.
Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнём яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Рассеянный свет заката румянит снег. От леса падает тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо безоблачное, поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах развесистая берёза.
 

Задание :

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.

 

 

Текст 3.
Конец января. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Развесили снежные шапки кустарники. В воздухе чувствуется морозное холодное дыхание зимы.
У опушки белеет берёзка. Её облепила стая красногрудых чечёток. Они оживленно перекликаются, порхают по ветвям.

 

Задание :

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Определите его стиль.
  • Докажите правомерность вашего выбора (найдите средства выразительности языка).
  • Найдите слова, в которых правописание приставок зависит от глухости-звонкости. последующего согласного.
Категория: Мои статьи | Добавил: Wolka (31.10.2014)
Просмотров: 5008 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Напиши о проблеме
Решаем вместе


Есть предложения по организации
учебного процесса или знаете,
как сделать школу лучше?



Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz